Главная > Запись на прием > Новости > Субъективная оценка переживания кризиса у мужчин и женщин взрослого периода жизни.

Май 2020

     

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Быстро изменяющийся мир вокруг человека диктует свои правила. Это придает жизни новый смысл, изменяет возрастные границы. К старости, например, уже относятся не как к надвигающейся немощности, а как к шансу для творческой самореализации. Такая интенсивная динамика событий, происходящих вокруг нас, приводит также к тому, что человек не успевает адаптироваться, идти в ногу с этими изменениями, перестраивать свой внутренний мир, свое мышление соответствующим образом. И тогда возникает вопрос об исследовании картины мира человека, его субъективного отношения к собственной жизни и организации психологической помощи людям, переживающим жизненный кризис.

От восприятия и переживания собственной жизни – обозначаемого введенным Б.Г.Ананьевым понятием субъективная картина жизни – во многом зависит дальнейшее построение человеком своего жизненного пути [1, с. 155]. 

Кризис середины жизни связан с переоценкой достигнутого и пока еще предстоящего достичь. Неудовлетворение доминирующей смысложизненной потребности может привести к жизненной драме.

В период взрослости человек, конечно, может достичь уровня зрелости, своего акме. А.А.Реан в личностной зрелости выделяет четыре базовых компонента, вокруг которых группируются другие: ответственность, терпимость, саморазвитие, интегративный компонент, то есть, позитивные взгляды на мир, отношение к миру, мышление. Терпимость он делит два вида: сенсуальная и диспозиционная. Первый вид терпимости характерен для незрелой личности и выражается как обычная толерантность со снижением порогов чувствительности к неблагоприятным внешним факторам, включая межличностное взаимодействие. Для зрелой личности характерна диспозпционная терпимость. Это устоявшаяся система отношения к жизни, людям, действительности. В ее основе лежит интегральная составляющая – позитивное отношение к миру [4].

Г.Крайг считает, что жизнь людей, переживающих кризис середины жизни, полна не только негативных, но и позитивных событий. И если модель кризиса привязывает нормативные возрастные изменения к кризисам, то модель перехода отрицает обязательное присутствие кризиса, как нормативное событие и считает, что большинство людей заранее готовятся к предстоящим переменам, планируя свою жизнь. Благодаря осознанию неизбежности перемен, они успешно приспосабливаются к ним, хоть и испытывают социальные и психологические трудности [2].

А.А.Кроник и Р.А.Ахмеров выделяют три наиболее общих биографических кризиса взрослого периода жизни: нереализованности, опустошенности, бесперспективности и их различные сочетания. Кризисы опустошенности и бесперспективности могут выразиться: в малой ожидаемости продолжительности жизни, в высоком психологическом возрасте, низкой степени насыщенности важными событиями текущего и будущих пятилетий. Малая степень насыщенности прошлых пятилетий указывает на кризис нереализованности. Такой кризис может как стимулировать человека к достижению поставленных целей, так и снизить уровень притязаний. Отсутствие значимых целей влияет на переживание ценности своей жизни и на активное участие в настоящем. Отсутствие будущего в картине жизни является показателем кризиса бесперспективности [3].

В обычной жизненной ситуации человек всегда обнаруживает значимые события и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. У такого человека есть значимые достижения и успехи в прошлом, он активен в настоящем и есть цели в будущем. Он осознает, что уже не молод, но считает, что находится «во цвете сил», так как у него успешно работает механизм саморегуляции и самоуправления [3].

Тяжелая жизненная ситуация, требующая новых форм проявления самореализации, может вызвать у человека  трудности в осуществлении жизненных планов.

Различное сочетание мотивационной недостаточности лежит в основе шести типов кризисов взрослого периода жизни: нереализованности; опустошенности; бесперспективности; нереализованно­сти и бесперспективности; нереализованности и опустошенности; опустошенности и бесперспективности. Мотивационная недостаточность может иметь различную степень выраженности в картине жизни.

Основные типы кризиса – нереализованности, опустошенности, бесперспективности – могут проявляться с различной интенсивностью и в различных сочетаниях.

Низкая степень насыщенности картины жизненного пути событиями в прошлом, настоящем, будущем является показателем той или иной деформации. Нулевой показатель указывает на мотивационную недостаточность, деформацию картины жизни. Чем больше деформирована картина жизни, тем меньше человек является субъектом своей жизни. Субъектом своего жизненного пути человек себя чувствует при сохранности саморегуляции, мотивационной полноте, то есть, наличии значимых достижений и успехов, ожиданий и целей, активности в настоящем [3].

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить тенденции изменения временных и содержательных характеристик субъективной картины жизни на протяжении периода взрослости. Объектом исследования явились мужчины и женщины в количестве 95 человек от 26 до 55 лет. Использовался метод каузометрического опроса, разработанный Александром Кроником и Рашаром Ахмеровым: «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ), методика формирования списка и датирования жизненных событий.

Изучение субъективной картины жизни необходимо для организации и осуществления психологической помощи, связанной с построением человеком собственной жизни. Это особенно важно в период взрослости, когда человек особенно склонен и способен к рефлексии собственной жизни и сознательному планированию. Этот психологический образ является системой эвдемонических установок, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других, прежде всего, значимых для нее людей.

Характеристика динамики деформаций субъективной картины жизни в период взрослости. Большинство наших респондентов (62%) не имеет деформаций в субъективной картине жизни. Но при рассмотрении мужской и женской выборок отдельно, у женщин этот процент выше, чем у мужчин на 17,6%.

И у женщин, и у мужчин наблюдается абсолютное отсутствие определенных видов кризиса. Ни одна из опрошенных женщин не переживала кризис нереализованности и опустошенности. Так как этот тип кризиса во взрослом возрасте не встречается, можно сделать вывод о том, что исследуемые нами женщины проявили большую психологическую зрелость, чем мужчины (3,7%). У женщин имеются актуальные связи между прошлым и настоящим, что может помочь в реализации дальнейшей жизненной программы. У мужчин же отсутствует кризис нереализованности и бесперспективности. У них есть потенциальные и реализованные связи между психологическим прошлым и будущим. Они знают, что пассивное ожидание будущего не решит их задачи и, опираясь на реальные обстоятельства жизни, проявляют активность в реализации своих дальнейших планов.

Наиболее часто встречающийся: кризис – это кризис бесперспективности, который переживают 15% мужчин и 13% женщин. Это может означать, что при всей своей самореализованности и активности в настоящем, заметное количество людей не имеет в картине жизни значимого психологического будущего.

На втором месте стоит кризис опустошенности и бесперспективности (8,4%), т.е., бесперспективность опять присутствует у человека, но уже вместе с деформацией картины настоящего. У этих людей нет значимого настоящего. Настоящее и будущее у них разорвано, вследствие отсутствия настоящего. Несмотря на то, что в прошлом, в жизни у человека были значимые достижения, для построения программы будущего, он на эти достижения опереться уже сейчас не может.

Приблизительно на одинаковом уровне у мужчин и женщин находится такой тип кризиса, как кризис опустошенности (у мужчин 7,4%: у женщин – 7,3%). Он характеризуется тем, что человек имеет значимое прошлое и последующую жизненную программу, но между ними нет актуальных связей, и планы будущего не опираются на достижения прошлого. Так, примерно 7,4% всех наших респондентов не предпринимает попыток строить свое будущее, основываясь на достигнутом в прошлом, психологическое прошлое и будущее у них разорваны.

Динамика. У всех 26-30-летних исследуемых нами женщин полностью отсутствует какая-либо деформация в субъективной картине, в то время как мужчины этого возраста переживают 3 вида кризиса: нереализованности – 25%; бесперспективности – 25%, нереализованности и опустошенности – 12,5%. Таким образом, всего лишь у 37,5% всех мужчин этого возраста не наблюдается деформация картины жизни.

Во втором пятилетии (31-35 лет) процентные показатели мужчин и женщин сближаются. Без кризисов – 77% женщин и 75% мужчин. Для этого периода жизни характерен кризис бесперспективности: 15,3% – у женщин; 25% – у мужчин. Но, женщины переживают еще один вид кризиса, кризис опустошенности – 7,7%.

Все 36-40-летние мужчины и половина всех женщин имеют деформации в субъективной картине жизни. У половины мужской выборки выявлен кризис нереализованности, а у другой половины кризис опустошенности, У женщин, в отличие от мужчин, отсутствует кризис опустошенности, а кризис нереализованности занимает самую малую долю (7,1%), также как и кризис опустошенности и бесперспективности. Самый распространенный вид кризиса у женщин в этом периоде – кризис бесперспективности (21,4%). 14,3% женщин переживают кризис нереализованности и бесперспективности.

У 41-45-летних взрослых людей кризисов становится меньше, но тип переживаемого кризиса почти не меняется. Они лишь избавляются от кризиса нереализованности и бесперспективности, переживаемого в предыдущем периоде. А у мужчин все кардинально меняется. Теперь они переживают другой вид кризиса, кризис опустошенности и бесперспективности (16,7%).

Дальше тенденция у мужчин и женщин одинаковая: и у тех, и у других в возрасте 46-50 лет количество кризисов увеличивается. Мужчины возвращаются к своим привычным видам деформации: кризису нереализованности – 50% и кризису опустошенности – 50%. У женщин же появляется кризис опустошенности, которого не наблюдалось в предыдущих двух пятилетиях и не наблюдается в следующем. Этот вид кризиса в процентном выражении занимает в данном пятилетии первое место, и второе – на протяжении всего периода взрослости, после кризиса бесперспективности следующего, 51-55-летнего периода. Такое внезапное появление кризиса опустошенности можно объяснить многими физическими, физиологическими, личностными переживаниями женщин 46-50-летнего возраста. Большое влияние оказывает также социальное положение и социальные условия в жизни женщины.

В последнем, 51-55-летнем периоде взрослости кризисов у мужчин становится меньше, но тип переживаемого кризиса остается неизменным. Теперь уже 20% всех мужчин переживает кризис нереализованности, и 20% – кризис опустошенности. У женщин присутствует лишь один тип кризиса – бесперспективности, но он, как уже было сказано выше, занимает первое место по распространенности в конкретный пятилетний период (66,7%) и на всем протяжении взрослости (13%).

На протяжении взрослого периода жизни в субъективной картине жизни мужчин и женщин имеют место разные деформации. Ниже приводится динамика проявления того или иного типа кризиса у мужчин и женщин в разные пятилетия периода взрослости.

 

Таблица выявленных типов кризиса у мужчин и женщин на протяжении взрослости.

Возраст

Тип кризиса

 

Женщины

Мужчины

26-30

Без кризисов

нереализованности

бесперспективности

нереализованности и опустошенности

31-35

опустошенности

бесперспективности

бесперспективности

 

36-40

нереализованности

бесперспективности

опустошенности и бесперспективности

нереализованности и бесперспективности

нереализованности

опустошенности

 

41-45

нереализованности

бесперспективности

опустошенности и бесперспективности

опустошенности и бесперспективности

46-50

нереализованности

бесперспективности

опустошенности и бесперспективности

нереализованности

опустошенности

 

51-56

бесперспективности

нереализованности

опустошенности

нереализованности и опустошенности

 

Обращая внимание на наличие разнообразных по содержанию кризисов, отражающих противоречия развития личности в зрелом возрасте, необходимо подчеркнуть возможность создания программы психологического сопровождения конструктивного развития субъекта жизни на этапе взросления.

 

Литература:

1.     Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд. Ленинградского университета, 1968.

2.     Крайг Г. Психология развития. СПб., «Питер», 2000.

3.     Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003.

4.     Реан А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебник. М., СПб, 2003.



Возврат к списку

 Субъективная оценка переживания кризиса у мужчин и женщин взрослого периода жизни.

Дипломы и сертификаты

Диплом с присуждением квалификации ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ.

Приложение к диплому

Диплом о проф. переподготовке по Телесно-ориентированной психотерапии

Диплом о проф. переподготовке по Телесно-ориентированной психотерапии

все дипломы и сертификаты