Главная > Запись на прием > Новости > Возможности интернет-консультирования для психолога.

Май 2020

     

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Саруханян Э.С., Щербакова Т.Н. Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

Annotation. In this article the modern means of an Internet-consultation are observed. The article reveals the advantages of a remote conversations between a psychologist and a client, and simultaneously marks it`s disadvantages and possible risks. The spheres, which may further become the most significant  for the remote consultations, are also viewed. The article gives some information about the peculiarities of the clients who prefer such forms of consultations and it concluded that a psychologist should raise the level of his professional skills in order to practice in such a specific consultation form.

Key words: remote consultation, psychologist, advice, competence, aid, nonverbal expressions, psychological adjustment.

Жизнь современного человека невозможно представить без компьютерных технологий. Интернет стал частью нашей жизни, а порой и заменяет непосредственное живое общение между людьми. Как и любое достижение научно-технического прогресса, компьютерные технологии и интернет можно использовать для развития разных сфер жизни. В психологии они являются не только одним из способов распространения теоретических знаний, но и могут стать незаменимым помощником при оказании практической помощи. Интернет-консультация дает возможность психологу расширить поле своей профессиональной деятельности, оказать помощь людям, которые по разным причинам не могут оказаться у него на приеме.

Общение между клиентом и психологом можно построить по-разному. Это может быть вопрос-ответ по электронной почте, по  ICQ, в социальных сетях и на форумах разных сайтов. Если интернет-консультация проходит в режиме реального времени, то у психолога есть  возможность сразу  уточнить детали излагаемого вопроса перед тем, как давать клиенту рекомендации. Если общение происходит не on-line, то этот процесс занимает много времени, что имеет два негативных момента: или клиент получает малокомпетентную и слишком обобщенную рекомендацию, или получение компетентного ответа откладывается на неопределенное время.  Общение посредством печатного текста и лаконичными интернет-фразами может быть эффективным в том случае, если консультант хорошо знаком с личностным портретом и ситуацией собеседника. Иначе, эти рекомендации могут не привести к желаемому для клиента результату или оказаться неисчерпывающими.

Наиболее ближе к живой консультативной беседе является консультация через Skype. Здесь психолог может проследить и за динамикой невербальных проявлений, за интонацией речи человека, что позволяет регулировать ход беседы и проворачивать его в нужное русло.

Для того, чтобы консультационная беседа в дистанционной форме проходила качественно, психолог должен корректировать свое экранное восприятие, научиться улавливать трудно передаваемые через технику нюансы в голосе, а также мимике. Это может стать полезным для развития восприятия при живом общении с клиентами.

Очень важно умение читать «между строк», распознавать признаки проявления тех или иных эмоций.

Психологу также нужно выслеживать динамику своих эмоций и  регулировать их, так как клиент, предпочитающий экранное общение, чутко воспринимает любые изменения в настроении собеседника и может неправильно их истолковать.

Приоритет имеют больше консультативные методы, чем коррекционные, так как коррекция пролонгирована во времени и иногда возникает необходимость применения техник, использующих тактильные приемы.

Также более эффективным может быть индивидуальное консультирование и консультирование пар.

Для современных детей и молодежи это привычный способ общения, поэтому результат консультации может быть не менее эффективным, чем после непосредственного общения.

Психологу в образовательной системе такой способ консультирования дает дополнительную возможность пообщаться с учениками не только непосредственно в школе, но и дистанционно с их родителями, которые в это время могут находиться в привычной для себя обстановке. Находясь в домашней обстановке дети и родители чувствуют себя свободней и ведут себя более непринужденно и естественно. Это позволяет правильнее оценить взаимоотношения детей и родителей и определить источник возникновения той или иной проблемы. Освобожденное дополнительное время родитель с ребенком могут посвятить конструктивному общению друг с другом, а  психолог может оказать помощь большему количеству людей в любое удобное для сторон время.

Среди приоритетных для использования в дистанционном консультировании можно отметить проблемы следующего характера: внутриличностные, проблемы в межличностных отношениях, в поведении детей-школьниковов, некоторые виды экпресс-дианостики психодиагностики  и консультирования.

Среди положительных моментов интернет-консультации можно отметить также экономию времени. Консультация может состояться в любое удобное для сторон время. Психолог и клиент в это время могут находиться на любом расстоянии друг от друга

Обращение за помощью к психологу для нашего общества не так привычно, как на Западе и в Европе. Многим нашим соотечественникам для того, чтобы пообщаться с профессиональным психологом непосредственно в кабинете, нужна небольшая прелюдия в виде дистанционного общения. Такого рода общение способствует проникновению доверием к личности психолога и возможностям психологии как науки.

Для клиента такая форма консультирования выгодна тем, что избавляет от волнения и тревожности.

Можно оказать экстренную помощь и купировать возникшую проблему сразу, не давая ей усугубиться, прогрессировать и распространяться на другие сферы. Это помогает клиенту пережить кризис, травму или процесс решения проблемы адекватно, закономерно.

Очень удобна такая форма консультирования в тех случаях, когда клиенту нужен ответ на конкретно поставленный вопрос.

Она незаменима также в том случае, если по каким-то причинам у психолога нет собственного кабинета.

Режимом дистанционного консультирования можно воспользоваться, если психолог в отпуске или заболел, а у клиента возникла острая необходимость в получении психологической поддержки, компетентного совета.

Иногда клиент предпочитает остаться инкогнито. И после получения компетентных рекомендаций по поводу своей проблемы клиент, скорее всего, избавится также от ложных установок и от страха проявить себя.

Специфика характера клиента (фобии, стестнительность, глубокая интроверсия) тоже может повлиять на выбор такой формы консультирования.

Восприятие экранного образа личности психолога оставляет дистанцированным самого психолога, что позволяет клиенту легче расткрытья.

Вместе с тем, нельзя проследить все детали невербальных проявлений клиента, изменения в интонации голоса.

Коррекционная работа в дистанционной форме требует больше времени.

При текстовой форме консультации отсутствует спонтанность реакции, особенно если консультация идет не в режиме реального времени.

В речи клиента мало развернутых предложений, которые могут оказаться полезными для более глубокого понимания сути проблемы.

Психолог ограничивает себя в применения некоторых техник, воздействующих на тактильные ощущения.

Затруднительным оказывается консультирование более одного-двух человек.

Также, медленнее может происходить подстройка.

Помехой также может оказаться нестабильность и плохое качество интернет-связи.

Таким образом, используя современные технологии, психолог-практик не только обогащает свой опыт, но и повышает аутопсихологическую, профессиональную компетентность. Интернет-консультация, конечно, имеет множество позитивных моментов, но консультант всегда должен помнить, что наряду с новыми возможностями общения с клиентом, такая форма консультации может быть недостаточной для достижения желаемого для клиента и самого психолога результата.

Статья опубликована в сборнике научных трудов участников X Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки "Информационные технологии в образовании - 2010"; 23-24 ноября 2010г.

http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/7/II-7-11.html


Возврат к списку

 Возможности интернет-консультирования для психолога.

Дипломы и сертификаты

Диплом с присуждением квалификации ПСИХОЛОГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ.

Приложение к диплому

Диплом о проф. переподготовке по Телесно-ориентированной психотерапии

Диплом о проф. переподготовке по Телесно-ориентированной психотерапии

все дипломы и сертификаты